ПРОГРАММА ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

В соответствии с введенными выше поня­тиями и описанием жизненного цикла рассмотрим подробнее структу­ру задач управления эксплуатацией ЛК-

Всю совокупность задач управления можно условно разделить на две группы: 1) разработку планов или программ создания и эксплуа­тации отдельного комплекса и системы ЛК; 2) оперативное управление выполнением этих планов или программ. Конкретизируем задачи управления, входящие в эти группы. К первой группе относят задачи разработки: эксплуатационной части ТТ и ЛК; программы поддержа­ния ЛК в готовности к применению; плана ввода в эксплуатацию си­стемы ЛК; плана снятия с готовности комплексов и замены их новыми или модернизируемыми.

Ко второй группе относят задачи оперативного управления вво­дом ЛК в эксплуатацию; поддержанием ЛК в готовности к применению;

применением ЛК по назначению; снятием ЛК с готовности или заменой

их новыми (модернизируемыми) комплексами.

Среди задач планирования центральной задачей можно считать разработку программы поддержания комплекса в готовности к приме­нению. Эта программа в основном определяет объем и периодичность контроля — заг состоянием комплекса, содержание и периодичность раз­личных видов технического обслуживания, способы восстановления готовности ЛК при возникновении различных неисправностей. В ней наиболее полно увязаны свойства комплекса, технология эксплуата­ционных процессов, степень готовности техники и персонала, органи­зационная структура эксплуатационных органов и их задачи.

Программа поддержания в готовности системы ЛК основывает­ся на программах поддержания готовности отдельных ЛК — Она регла­ментирует состав, последовательность и способы использования сил и средств в системе, обеспечивающие все предусмотренные виды тех­нического обслуживания и восстановления готовности неисправных ЛК для поддержания заданного уровня или улучшения функциони­рования системы в целом.

Планы ввода в эксплуатацию и снятия с готовности или замены системы ЛК определяют состав сил и средств, а также последователь­ность и сроки строительных, монтажных и пусконаладочных работ, автономных и комплексных испытаний отдельных комплексов, при которых обеспечивается приведение в готовность к применению тре­буемого количества новых ЛК в установленные сроки.

Описанные выше задачи планирования, как правило, частично решаются аналитически и, несмотря на их разнородность, можно ука­зать определенную последовательность их решения.

Исходя из целей планирования, определяют те параметры и харак­теристики, которые составляют существо плана (программы). Так, н программе поддержания ЛК в готовности к применению необходи­мо, в частности, установить: виды контроля за состоянием ЛК (на­пример, постоянный, ведущийся непрерывно; периодический— один раз в несколько суток; периодические проверки через несколько месяцев); перечень контролируемых параметров, которые определяют глубину контроля за состоянием комплекса; периодичность различ­ных видов контроля (постоянную для всего срока поддержания ЛК л готовности к применению или изменяющуюся в зависимости от его состояния, срока эксплуатации и других факторов); виды техниче­ского обслуживания ЛК (например, ежедневное, недельное, месяч­ное, сезонное, полугодовое, годовое и т. д.); технологию видов техни­ческого обслуживания и периодичность для различного оборудования; виды и технологию устранения неисправностей; состав необходимых для этого сил и средств; допустимые или средние сроки устранения неисправностей; виды, периодичность и технологию ремонтов эле­ментов (оборудования, агрегатов, машин и т. п.), входящих в ком­плекс; организацию и периодичность проведения доработок комплек­са; состав, эшелонирование, порядок поставки и использование за­пасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП); допустимые (средние) трудозатраты или стоимости проведения различных видов

контроля, технического обслуживания, . ремонтов и дорабо­ток ЛК.

Приведенное в качестве примера содержание программы поддержа­ния ЛК в готовности, естественно, может меняться в зависимости от состава комплекса, его задач и сложившейся практики эксплуатации.

Программа поддержания ЛК в готовности к применению закреп­ляется в комплекте эксплуатационной документации на комплекс, обычно в виде инструкций, норм, технологических графиков и других форм документов.

(

Разработка эксплуатационной документации основывается на качественном анализе и количественных результатах решения ряда задач, позволяющих найти наилучшие по какому-либо критерию или приемлемые сочетания параметров, определяющих программу под­держания ЛК в готовности к применению.

Перечень контролируемых параметров, технология технического обслуживания, ремонтов и устранения неисправностей, как правило, находятся в результате качественного анализа различных режимов функционирования комплекса, его составных частей и элементов с учетом накопленного опыта эксплуатации подобной техники и ряда других факторов, которые плохо формализуются. Такие параметры программы, как периодичность видов технического обслуживания и ремонтов, состав сил и средств для выполнения различных видов ра­бот, последовательность их использования и некоторые другие, мож­но определить аналитически. Для получения перечисленных коли­чественных характеристик необходимы формализация соответствую­щих процессов, разработка моделей, их анализ и синтез. При этом можно учесть ряд ограничений (на возможности ведения работ, ре­сурсы и т. п.), которые всегда имеют существенное значение в таких задачах, а также выбрать критерии, по которым отбираются наилуч­шие (оптимальные) решения.

Найденные таким путем оптимальные характеристики про­граммы обычно рассматривают как ориентировочные значения, к которым нужно стремиться. Однако дополнительный учет ряда плохо формализуемых ограничений заставляет отступать от этих оптимальных значений, поэтому при решении задач оптимиза­ции важно получить не только наилучшие значения искомых параметров, но и интервалы, в которых отклонения от оптимальных значений не дают заметного проигрыша в эффективности, затратах времени и других характеристиках, принятых за критерии оптими­зации.

Несмотря на невозможность только количественного анализа и синтеза такой сложной организационной системы, как эксплуатация ЛК, значение аналитических решений трудно переоценить. Именно они и составляют основу соответствующих планов и программ, дают научную основу планированию эксплуатации ЛК, существенно сокра­щают затраты сил, средств и времени, повышают эффективность при­менения ЛК — Заметим еще раз, что и получение качественных резуль­татов должно основываться на использовании системного анализа, являющегося составной частью методов теории систем.

Рассмотрим задачу об оперативном управлении поддержанием системы ЛК в готовности к применению. Оперативное управление стро­ят на основе соответствующего плана или программы, в данном слу­чае—на основе программы поддержания системы ЛК в готовности к при­менению. Такая программа может содержать сроки проведения раз­личных видов технического обслуживания отдельных комплексов, входящих в систему; сроки, номенклатуру и количество агрегатов и машин, подвергающихся среднему и капитальному ремонту; предпо­лагаемые сроки и трудозатраты на доработки ЕЛК; сроки и объем поставок необходимых материалов для обеспечения всех работ.

Программа поддержания системы ЛК в готовности может быть оформлена в виде совокупности указанных между собой пятилетних и годовых планов (например, планов проведения проверок техниче­ского состояния комплексов, ежегодных технических обслуживании, средних и капитальных ремонтов отдельных агрегатов и машин, по­ставок ЗИП, снабжения материальными средствами, обучения персо­нала, ведущего эксплуатацию ЛК, и т. п.).

Задача оперативного управления заключается в разработке систе­мы управления, обеспечивающей выполнение совокупности планов, определяющих программу, а также в непосредственном осуществле­нии циклов управления, составляющих процесс управления (см. § 1-2).

К разработке системы управления обычно относят определение функциональной, организационной и информационной структур си­стемы. Это позволяет установить органы управления, их подчинен­ность, структуру, решаемые задачи и состав; способы и алгоритмы управления; информационные потоки в системе управления; способы п средства обработки и анализа информации и многое другое. Желатель­но добиваться, чтобы принятые организационные принципы и способы управления, а также существующие или вводимые средства информа­ционно-вычислительной техники и связи позволяли создать АСУ. Главное в разработке АСУ — создание комплекса программ, состав­ляющих ее функциональную часть и позволяющих использовать вы­числительную технику для расчета и анализа (выбора) вариантов ре­шений. Если это сделать не удается, то можно ограничиться созданием и рамках неавтоматизированной системы управления автоматизи­рованной информационной системы, позволяющей автоматизировать передачу, обработку, анализ и отображение информационных пото­ков в системе.